ТОП 2020: 6 лучших игр, сыгранных в уходящем году. Почему шесть? Потому что в пять не вместилось, а семь не набралось. 6. IMPERIAL 2030 Объективно, эта игра должна быть выше в рейтинге, но просто она никак не тянет на новинку, так как я играю в нее достаточно давно. Но оставить ее вне списка я не мог. На первый взгляд эта игра очень похожа на варгейм. Карта мира, заводы, танки и корабли - это же прям Risk! А вот и нет. За этой внешностью скрывается обалденная экономическая стратегия, в которой игроки выступают в роли закулисных инвесторов, покупающих облигации шести основных супердержав (США, Бразилия, Европа, Россия, Индия и Китай) в надежде заработать больше всего дивидендов в конце игры. Владелец контрольного пакета облигаций управляет этой державой, но ровно до того момента, пока его не перебьет другой игрок. Кто-то может остаться без единой страны, а кто-то может управлять сразу несколькими, захватывая территории и вступая в бои, в которых нет никакого рандома, и подразделения просто снимаются с поля один к одному. Шикарная вещь, которая далеко не сразу поддается пониманию несмотря на очень простые правила, и которая раскрывается и играет новыми красками после каждой партии. Если не смотреть на игры в разрезе именно 2020 года, то Imperial 2030 занимает прочное место в моем персональном топе. 5. NEW FRONTIERS Смесь Race for the Galaxy и Puerto Rico? Дайте две! Более тяжеловесная игрушка во вселенной RftG, которая берет многие механики от своего прародителя, но добавляет систему role selection а-ля Puerto Rico. Игра снижает градус рандома благодаря возможности выбирать из фиксированного ограниченного пула технологий, т.е. случайным образом вытаскиваются только миры для заселения, при этом разбираются они по драфтовой схеме (возьми один, а оставшиеся передай дальше). Еще одно преимущество - последовательность хода передается не по часовой стрелке, как в том же Puerto Rico, а динамически меняется в процессе игры благодаря использованию одной из карт ролей. Единственное - есть некоторые технологии, которые, как и в RftG, делают игру значительно короче. Так как эта технология достаточно полезна, обычно ее быстро разбирают, из-за чего количество раундов заметно сокращается. А в эту игру хочется играть подольше. 4. THE FOG OF WAR Достаточно необычный дуэльный варгейм на тему Второй мировой войны, в котором на карте нет ни одного подразделения, а эффект тумана войны, в честь которого названа игра, достигается путем выкладывания в закрытую карт танков, кораблей и авиации. Если вы хотите оборонять какую-то провинцию, то кладете эти карты рядом с ней. Если вы хотите нападать, то выкладываете карты на колесо операций вместе с картой провинции, которую вы хотите атаковать. Это своеобразный рондел, который крутится каждый ход, и на котором операция должна "поготовиться" прежде чем вы сможете ее запустить. Чем позже вы ее запустите, тем выше ваши шансы на успех. Добавляет перчинки этому процессу механика разведки - у каждой стороны есть ограниченный пул разведывательных ресурсов, с помощью которых можно как подглядывать в чужие стопки карт, так и ограничивать подглядывание в свои. Т.е. помимо чисто военного слоя в игре есть информационный слой, который и делают игру чрезвычайно увлекательной. Единственное опасение, которое у меня есть, что, как и в случае с большинством исторических варгеймов, вариативность стратегий тут будет не очень высокая. 3. QUIRKY CIRCUITS Забавная кооперативная игра, совмещающая в себе механику программирования действий а-ля RoboRally с ограниченными возможностями коммуникации внутри команды а-ля Crew, The Mind, The Game и т.д. Я люблю механику программирования действий, и здесь достаточно невербальной информации, на основании который можно принимать оптимальные решения практически не общаясь друг с другом. Тут есть всего три варианта передачи информации - положить карты на стол означает, что на данный момент вы не готовы выкладывать карты; положить руки на стол означает, что вы считаете, что нужно заканчивать раунд; и сказать "бип-бип", если вы хотите привлечь внимание. О, сколько вариаций "бип-бип" есть в этой игре - и утвердительная, и вопросительная, и угрожающая, и обнадеживающая. Вкупе с постоянно меняющимися и усложняющимися условиями миссий, эта игра стремительно влетела в мой топ. Рекомендую! 2. TWILIGHT IMPERIUM 4TH EDITION 20 лет назад вторая редакция этой игры стала началом моего путешествия в мир настолок. Сейчас, конечно, вторая редакция Сумерек Империи может вызвать только недоумение, но тогда эта игра показалась мне чем-то совершенно невероятным. Третья редакция стала новым витком в этой истории, с этой игрой у меня были сложные отношения, которые в английском языке обозначаются фразой "love-hate relationship". Я очень долго сомневался по поводу четверки, ходил вокруг да около, решился, купил, и ничуть об этом не жалею. Прекрасная 4X космическая стратегия с экономикой, политикой, дипломатией и войной, которая взяла лучшее из предыдущей редакции, выкинула все лишнее, упростила то, что надо было упростить и сделала это еще более визуально и тактильно привлекательным. В общем, мечта. Более того, по окончанию игры, в отличие от трешки, не болит голова! Единственное сожаление - что редко собираемся, так как сложно найти шесть человек. Но в этом году впервые сыграл вчетвером, и это было на удивление хорошо! В следующем году надеюсь увеличить количество сыгранных партий. Pax Magnifica Bellum Gloriosum! 1. WIR SIND DAS VOLK! Об этой дуэльной игре не знает практически никто. Я не помню, как о ней узнал я, по-моему, я просто случайно наткнулся на нее в магазинчике настольных игр в Риме, и супруга подарила мне ее на день рождения. Игра посвящена идеологическому и культурному противостоянию ФРГ и ГДР в период холодной войны. Это как бы варгейм, но не совсем варгейм, потому что по сути в нем нет вступающих в прямой конфликт подразделений. Эта игра, скорее, ассиметричная помесь экономической стратегии и "мирного" варгейма с card-driven движком а-ля Twilight Struggle. Две страны восстанавливают разрушенную экономику, пытаются утихомирить недовольное население, повысить свой престиж на мировой политической арене и "навалять" идеологическому супостату, показав, что по другую сторону забора трава на самом деле более зеленая. В основе игры лежат карты, которые можно разыгрывать либо как события, либо как очки действий. В отличие от Twilight Struggle, здесь большая часть карт выкладывается в общий доступ, и вы по очереди разбираете их, т.е. у вас постоянная дилемма - сыграть свое крутое событие, или забрать крутое событие оппонента и разыграть его за очки действий. Также, в отличие от Twilight Struggle, здесь нет кубов, от которых у меня обычно пригорает. Радует то, что здесь есть несколько путей к победе, и они отличаются для двух сторон. Тут можно и развалить экономику соседа, и довести политический накал до предела, и прийти к триумфу или провалу социализма. Очень реиграбельная, очень напряженная, каждый раз замечательная. Единственный минус - высокий порог вхождения, если нет человека, который нормально объяснить, что к чему. Плюс оформление на любителя, но мне эта стилистика очень заходит. В загашнике лежит дополнение, которое добавляет в игру еще двух игроков - СССР и США, с очень интересными условиями победы для каждой из четырех сторон. Надеюсь, в 2021 году сыграем!