АНТИТОП 2021: 6 худших игр, сыгранных в уходящем году. Почему шесть? Потому что так сложилось в прошлом году, и в этом году все неплохо в это число уложилось.
6. A WAR OF WHISPERS
Начну, пожалуй, с того, что эта игра попала в этот список не из-за того, что она была прям плохой. Нет, на это место были претенденты похуже. Но я все-таки решил ее оставить на шестом месте, потому что мои ожидания от нее были намного выше, чем не оправдавшая эти ожидания реальность. Сами посудите, идет война между пятью фракциями, но мы не возглавляем эти фракции, мы - серые кардиналы, которые управляют ими за кулисами, пытаясь продвинуть те из них, которые принесут нам в конце игры больше всего победных очков. В идеале делать это максимально неприметно, чтобы другие игроки не понимали, кто у вас в фаворитах, хотя при желании можно выбрать нового фаворита, а старого отправить на свалку истории - но тогда о ваших предпочтениях узнают соперники. Добавьте к этому, что все фракции отличаются друг от друга начальной расстановкой сил и специальными способностями - звучит чертовски многообещающе. Но на практике все оказывается достаточно предсказуемым, все игроки играют в одни и те же сильные фракции, и игра заканчивается на каком-то совершенно невнятном тай-брейкере. В общем, я хочу дать игре второй шанс, но никаких иллюзий на этот раз не питаю. До великолепной Imperial 2030, королевы подковерной возни, эта игра совсем не дотягивает.
5. TRAJAN
Тут особо и писать нечего - скучный, сухой, абстрактный салат из победных очков от Фельда. Я даже не помню, кто выиграл, когда мы играли, настолько мне был безразличен результат в конце игры. Что-то там римское в этой игре было, вроде бы. Более пресной темы для игры и не придумаешь.
4. TRIUMPH & TRAGEDY
А вот тут, наоборот, взрыв эмоций, прям желчь, бьющая через край. Эта та игра, после которой я сказал - больше не куплю ни одной игры от GMT, хватит. Я большой поклонник игр с тематикой WW2, но в этой игре меня дополнительно подкупила история про трехсторонний игровой процесс, экономико-дипломатическую составляющую игры и тот факт, что гипотетически она может закончиться без войны как таковой. Я предвкушал постоянно меняющийся баланс сил в формате двое более слабых на одного сильного, разные способы приближения к победе, интересную дипломатию и разнообразную боевку (в игре порядка десятка типов подразделений). Но в итоге мы получили достаточно муторный и запутанный игровой процесс, на который потратили целый день. Без войны тут не обойтись, и немцы должны рано или поздно в нее пойти. Союзники автоматически вынуждены объединиться против немцев, и эффекта маятника здесь практически нет. От кубометания в боевке седалища периодически выдавали смрадные языки пламени. Механика вытаскивания тайлов с победными очками за мирные годы совершенно дурацкая - можно вытащить пяток нулей и единиц и проиграть по очкам человеку, который вытащил две двойки. В общем, как и со многими варгеймами GMT - потратил кучу времени на разбор правил, сыграл один раз, больше не хочу. Пора поставить крест на этом сомнительном развлечении.
3. DUNE: IMPERIUM
Будучи поклонником заглавного произведения Герберта, я с нетерпением ждал и эту игру, и фильм. Надо признать, что процесс первой партии был достаточно интересным, вот только концовка меня немного подкосила, потому что стало очевидно, что карты интриги в этой игре решают практически все, т.е. в них надо обязательно играть, а дальше зависит от того, насколько хорошие карты тебе придут, ибо балансом в них не особо пахнет. И вроде это колодострой, но на самом деле не совсем, потому что есть всего несколько раундов, чтобы добавить в колоду что-то полезное и найти какую-то синергию, потому что потом уже и колода не успевает крутиться, и победные очки уже пора в нее напихивать. Worker placement годный, к этой части вопросов нет, но... после второй партии я поставил игру пылиться на полку из-за рандома карт интриги. Очень хотел, чтобы игра мне понравилась, но... увы и ах! Любви не произошло. Как, кстати, и с новым фильмом.
2. MEMOIR '44
Я давно зарекся трогать эту игру, но Борис Смирнов попросил помочь с челленджем, а я забыл, насколько это ужасно. В общем, это самый отвратительный варгейм, в который я когда-либо играл. Это рандом на рандоме, рандомом погоняемый, с какими-то совсем тупыми правилами перемещения, line of sight и победы. Прям ужас-ужас. Я могу понять, почему эта игра может нравиться родителям с подрастающим поколением, которое нужно вовлечь в настолки. Но даже для gateway-игры Memoir '44 чудовищна. Never ever again! Тьфу.
1. PERDITION'S MOUTH: ABYSSAL RIFT
Это был мой второй подход к этому снаряду. Я думал, что игра ушла на полку небытия, потому что вышла практически параллельно с Gloomhaven, и у нее не было шансов. Предложил Сергей Синцов и Борис Смирнов опробовать ее, дать, так сказать, второй шанс. В конце концов, инновационная механика выбора действий героев с использованием ронделя, бой без кубиков и мрачная скандинавская эстетика. Однако подкосило нас в этой игре то, что, по сути, она не про то, что ты ходишь по подземному лабиринту, мочишь монстров и собираешь сокровища. В ней тупо надо добежать до перехода на следующий уровень с минимальными потерями и ранами. Т.е. это часто игра про то, как максимально быстро пробежать по уровню, избежав встречи со всеми злодеями, что иногда достаточно просто устроить, учитывая, какой тупой в игре искусственный интеллект. Прибавьте к этому криво написанный нарратив, местами хромающие механики, и... в общем, задумка выглядела неплохой, а реализация оказалась очень слабой. К этой унылости я точно больше прикасаться не буду.