ТОП 2021: 6 лучших игр, сыгранных в уходящем году. Почему шесть? Потому что так сложилось в прошлом году. Сразу оговорюсь, что я не стал повторять те игры, которые были в топе прошлого года, хотя в большинство из них я играл в этом году и получил от них не меньшее удовольствие.
6. UNDER FALLING SKIES
Я долго думал о том, включать эту игру в топ или нет, и в конечном итоге решил это сделать, потому что это единственная по-настоящему новая для меня игра в списке. Это соло-игра, в которой ты пытаешься уберечь Землю от нападающих инопланетян. Этакая настольная Space Invaders на спидах. Честно признаюсь, что сыграл я в нее всего один раз, потому что я не большой поклонник соло-игр. Но от этого одного раза я получил удовольствие. И даже сейчас, когда я пишу этот текст, у меня появляется желание все-таки разложить ее еще разок. Прелесть этой игры в том, что она предлагает широкий спектр тактических и стратегических решений несмотря на то, что основная механика подразумевает нещадное швыряние кубов. Как и в моей любимой Tiny Epic Galaxies, здесь столько раз можно перекидывать кубы, что рандом более-менее нивелируется, и на первый план выходят грамотные решения. Добавил остроты и тот факт, что свою первую и единственную победу я одержал на последнем ходу, буквально на последнем броске кубиков, что говорит о том, что баланс в игре, судя по всему, годный. Предполагаю, кстати, что в эту игру легко можно играть небольшой компанией, просто совместно обсуждать и принимать решения.
5. CAYLUS
Давненько я не доставал с полки эту игру, а зря. Игра огонь. Классическое евро, чуть ли не первое в жанре worker placement, остается актуальным несмотря на относительной преклонный возраст. Да, к игре есть небольшие вопросы (например мы до сих пор не понимаем, для чего в этой игре локация Ворота, и как сильно надо упороться, что построить синее здание), но это вообще не мешает получению удовольствия от игрового процесса. Я не играл в более свежую версию Caylus 1303, в которой были упрощены и даже опущены некоторые механики, но со слов Сергей Синцов и Борис Смирнов понял, что оригинал не только не уступает этой версии, но, возможно, и выигрывает у нее. В общем, Caylus занимает у меня почетное место в классическом евро-топе рядом с такими грандами, как (простите за тавтологию) El Grande, Puerto Rico и Agricola.
4. SHADOWS OF BRIMSTONE
А вот эта позиция оказалась в топе совершенно неожиданно. Куплена игра была достаточно давно, я в нее несколько раз играл непосредственно после покупки, и тогда от нее остались смешанные впечатления, в первую очередь из-за возведенного в культ кубометания. Кинь на попадание, кинь на уворачивание, кинь на повреждение, кинь на броню, перекинь засчет оберега, аааааааа... Но тут, после провального опыта Perdition's Mouth (см. мой антитоп), я рискнул предложить эту тему Сергей Синцов и Борис Смирнов в качестве ненапряжной альтернативы. И, блин, нам настолько зашло это шатание по заброшенной шахте с мертвяками, летающими змеями, золотишком, случайными событиями и, да-да, бесконечным кубометанием, что мы, сами того не ожидая, получили огромное удовольствие. И даже требуем продолжение банкета!
3. WIR SIND DAS VOLK!: 2+2
Оригинальная Wir Sind Das Volk заняла первое место в прошлогоднем топе, и под конец этого года мне наконец-то удалось собрать Сергей Синцов, Борис Смирнов и Phill Simonic для того, чтобы попробовать эту базово дуэльную игру вчетвером. Помимо Западной и Восточной Германии в игру вступают супердержавы - США и СССР. Игроки делятся на два противоборствующих лагеря, но при этом в конце победить может только один. Когда наступает базовое условие победы одного из лагерей, соответствующая Германия побеждает только если ее супердержава-союзник проигрывает своему сопернику, иначе первое место занимает супердержава. Помимо этих условий появляется возможность заранее закончить игру ядерной войной - зачинщик автоматически проигрывает, а выигрывает сторона, которая больше всего топила во время игры за мир, собирая соответствующие карточки. До войны у нас не дошло, хотя разок мы были на грани, и в конечном итоге США вырвали победу у советского блока и своего союзника ФРГ после того, как социализм был официально объявлен провальной идеологией. Надо сказать, что игра заметно отличается от дуэльного варианта, и у этих отличий есть свои минусы. К сожалению, в игре присутствует kingmaking - когда, например, твой союзник понимает, что ему в игре уже ничего не светит, перед ним встает вопрос, кому помогать - тебе, потому что ты союзник, или твоим противникам, потому что, по сути, именно ты лишил его этой победы. И, как мы решили после игры, об этом надо договариваться на берегу, так как это очень сильно влияет на игровую динамику. Также стало дольше время игры, без учета объяснения правил мы потратили на партию около пяти часов чистого времени. Но, несмотря на это, удовольствие я получил, и надеюсь, что Сережа, Боря и Фил составят мне компанию хотя бы еще раз - потому что снова объяснять все правила новым игрокам я совершенно не хочу! :)
2. TIDE OF IRON
Tide of Iron для меня - это золотое сечение настольных варгеймов, максимально приемлемый баланс между беспросветной тупостью Memoir '44 (тьфу-тьфу) и ошеломляющей сложностью (и часто неэстетичностью) классических hex-and-counter варгеймов. Это тот объем правил, в котором можно разобраться изрядно попотев, но которые потом выстраиваются в логичную картину и не требуют постоянного обращения к первоисточнику. Это достаточно симпатичные миниатюрки и танчики вместо каунтеров. Это тактический бой на уровне отрядов - именно этот уровень мне нравится больше всего. И это достаточно большое количество кубов в бою, при котором единички и шестерки более-менее выравниваются и дают возможность прикидывать среднее арифметическое. Игра, конечно, не без минусов - один сценарий может съесть целый день, сценарии при этом исторически несбалансированные, и для честной игры нужно каждый сценарий играть дважды, поменявшись сторонами. В игре достаточно сложно отслеживаемый line of sight, так как на поле достаточное количество объектов, закрывающих обзор. История с "проведите линию из центра гекса в центр гекса" далеко не всегда дает четкий результат, а следить за секторами огня здесь нужно постоянно из-за возможности ставить свои подразделения в opportunity fire. Но, несмотря на это, Tide of Iron остается моим любимым варгеймом, единственным, в котором у меня наиграно три десятка партий. На полке ждут расширения по Северной Африке, Нормандии и Сталинграду. Очень хочется верить, что до них руки тоже дойдут.
1. 13 DAYS
Мне очень нравится тема холодной войны. Именно поэтому я до сих пор страдаю от неоднозначности Twilight Struggle, именно поэтому мне так зашла Wir Sind Das Volk, и именно поэтому 13 Days попала у меня в топ в этом году. Гениальность этой игры, на мой взгляд, заключается в том, что маленькое поле и колода из полусотни карт позволяют за 45 минут игрового времени испытать напряжение мозга и фонтан эмоций, недоступные многим более сложным и навороченным играм. Да, игра не всегда сбалансирована, и в нее можно проиграть просто потому что карты не так пришли. Да, иногда в ней приходится тыкать пальцем в небо, потому что единственный источник информации - это непроницаемая микро-мимика твоего противника. Но, блин, какие же мозголомные решения здесь приходится иногда принимать, какие комбинации прокручивать, и на какие ухищрения идти, чтобы сбить противника с толку. Для игры, в которую за пару часов можно сыграть несколько партий, эти преимущества однозначно превосходят мелкие недостатки. Однозначно топчик!